Могу предположить, что далеко не на каждый свой проект дизайнер может пригласить профессионального интерьерного фотографа. Но, желание сделать хотя бы несколько фотографий для портфолио самостоятельно возникает у многих. При благоприятных условиях, обладая знаниями как правильно фотографировать интерьер и элементарных навыках это вполне возможно. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Вот именно с ними я и могу вам помочь.
Раскрывать секреты не боюсь, любительская фотосъемка все равно останется любительской и профессиональную съемку интерьера никогда не заменит. Но, возможно, кому-то, эта информация пригодится и обогатит ваше портфолио вполне приличными снимками.
Несколько слов о слагаемых интерьерной фотографии. Для создания хорошего кадра необходимо выполнение нескольких условий. Я сейчас их перечислю по степени важности с условным количественным значением в %.
Здесь, и далее исключительно мое субъективное мнение, которое не претендует на истину в последней инстанции и может быть оспорено любым читателем данного блога))
20% от максимально возможного качества Вы получите если располагаете лишь смартфоном. Кардинально повысить качество съемки вам позволит применение зеркального фотоаппарата со сменным объективом (желательно широкоугольным) и штативом. Такой комплект позволит поднять уровень до 50% от максимума.
Еще 15% добавит съемка в Raw и умение работать в графических редакторах.
Внешняя вспышка +10%.
Итого 75%
Применение профессионального оборудования и технологии съемки добавляют недостающие 25% и доводят качество съемки до журнальных 100%.
Если Вы планируете снимать этапы выполнения строительных работ для отчета заказчику, то, вполне возможно Вам будет достаточно и смартфона. Но если важна и художественно-эстетическая составляющая фотографии, то ориентируйтесь на съемку пусть и простой, но зеркальной камерой.
Свет, краеугольный камень в фотографии. Он и самый важный инструмент, который рисует и главная проблема. Наиболее красивая картинка получается, когда источник света находится сзади и чуть сбоку от фотоаппарата. Если светить точно со стороны фотографа, то тени на фотографии будут практически отсутствовать, картинка будет “плоской” и не интересной. Если источник света расположен под 90° или близко к этому, тени становятся чрезмерно заметными и резкими. Иногда это идет на пользу, но лишь иногда.
В большинстве случаев самым выигрышным направлением света, как я уже говорил под 45° от фотографа. Вы мне скажете, -“Все это замечательно, но как изменить направление света, если он идет от окна?” И отчасти будете правы, действительно, в данном случае источник света перенести нельзя, но можно перемещаться самим и стараться выбирать для съемки такие ракурсы, когда основной свет падает условно “из-за плеча”.
Проблемы начинаются, когда нам нужно снимать навстречу потока света. Сложность в том, что даже самая совершенная техника, пока еще уступает человеческому зрению. Фотоаппарат видит по-другому, не так как мы. Например, глядя на стену с окном мы рассматриваем её поэтапно, скорее всего начнем с окна, оно самое яркое. Наше зрение подстроится под нужные параметры освещенности и расстояния до предметов. Когда нас заинтересует мало освещённый участок той же стены, какая ни будь ниша за диваном, зрачки глаз за секунду перестроятся под новые условия, и мы практически не заметим реально существующей огромной разницы в освещенности.
Но как только мы захотим сфотографировать фрагмент интерьера и нам в кадр попадет источник света, например, тоже самое окно, проблем не избежать. Фотоаппарат не может иметь индивидуальные настройки под разные участки кадра. И отображаемый диапазон от самого темного, до максимально светлого (динамический диапазон) у него значительно меньше реальных условий. А что это значит на практике. А это значит нам придется чем-то жертвовать и производить настройку либо по самому светлому, либо по темному участку кадра. В первом случае у нас красиво получится окно, но все что освещено ниже среднего в кадре будет просто темным пятном. Во втором случае наоборот, теневые участки кадра будут хорошо проработаны, детали отчетливо видны, но окно будет сплошным белым пятном.
Как быть в такой ситуации? По сути, нам нужно уменьшить разницу в освещенности самого светлого и самого темного участков кадра. Вариантов решения два, мы либо делаем окно темнее (ждем вечера, закрываем шторами), либо подсвечиваем там, где темно (включаем источники света, используем вспышку).
Есть еще один вариант, назовем его “технический”, когда, не меняя положение и ориентации камеры делается несколько кадров с разным значением экспозиции (освещенности). Простейший вариант, два кадра, у первого экспозиция настроена по окну, у второго по тени. Потом, на этапе обработки из этих двух кадров собирается один. Из первого берется хорошо снятое окно и светлая часть кадра, из второго темная. Повторю, из-за того, что экспозиция у этих кадров разная в результате и светлые и темные элементы отображаются как нужно. Такой способ съемки называется брекетинг и выполняется со штатива.
Все описанные настройки относятся к фотоаппаратам, у которых установлен режим “М” (ручной, мануальный). Если вы снимаете в режиме Авто, или на смартфон, то вся настройка там производится автоматически и основана на усредненных значениях. Это значит, что автоматика фотоаппарата выберет “золотую середину” и в итоге окно будет чуть пересвечено, темные участки очень темными, но возможно там что-то можно будет разглядеть, а средне-освещенная часть кадра будет выглядеть практически идеально.
Не редки ситуации, когда освещение в принципе мало. Тут тоже есть разные варианты решения. Если вы снимаете на смартфон, автоматика поднимет уровень чувствительности матрицы (ISO) до максимально возможного значения или близкого к нему. Это чревато тем, что на снимке становится заметным цифровой шум (хаотично разбросанные по темным участкам кадра цветные точки).
Если съемка производится на фотоаппарат со штатива, то вопрос плохого освещения уже не такой острый. Так как есть возможность значительно увеличить время выдержки, а также, по необходимости добавить ISO. По возможности включаем искусственный свет или используем вспышку.
Ну и напоследок еще одна проблема, связанная со светом – разная цветовая температура. В двух словах, что это такое. Вы наверно замечали, что если в кадре одновременно есть естественный свет и искусственный, например, от лампы, то выглядят они по-разному. Естественный свет кажется голубым, а искусственный желтым.
Тут опять сказывается отличие в восприятии человеком и техникой. Наш мозг адаптируется под любой тип освещения и будет видеть белый лист бумаги белым хоть под свечой, хоть под ярким солнцем. Электроника так не может, у неё в настройках должно быть указано достаточно точно значение цветовой температуры источника света, при котором проводится съемка.
Иногда такой эффект даже полезен, желтый свет от лампочек ассоциируется с теплом, создает атмосферу уюта. Но как быть, если свет должен быть ровным? Как и полагается, решений несколько. Первый, самый простой, выбрать один тип, а второй, по возможности, полностью исключить. Если нужен только естественный, значит снимаем днем и все лампочки выключаем. Чтобы был только искусственный, дожидаемся вечера, когда свет от окон минимальный, и включаем люстры, торшеры и бра.
Но и тут есть нюанс, лампочки тоже имеют разную цветовую температуру, которая зависит очень существенно от типа лампы, и меньше от партии выпуска. Учитываем это и для важной съемки устанавливаем в много рожковую люстру или симметрично расположенные светильники лампочки из одной партии.
Если все же стоит задача снять интерьер так, чтобы был в равной степени естественный и искусственный свет, то тут без штатива нам опять не обойтись. А делается это так, сначала делаем кадр только с естественным светом, потом кадр с включенным искусственным. Далее, на этапе обработки добиваемся чистого цвета на каждом из них и накладываем один на дугой во всенародно любимой программе Photoshop.